Положение о разработке ДООП

пол о доОП

1. Общие положения

1.1. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Каскад» -  организация дополнительного образования, деятельность которой направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно – нравственном и физическом совершенствовании посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

1.2. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно – педагогических условий и форм аттестации, который представлен «в виде учебного плана, календарного учебного графика, оценочных и методических материалов, иных компонентов» (гл. 1, ст.2, п.9 Федерального Закона от 29.12.2012 № — 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»).

1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – это организационно–нормативный документ:

— отражающий      педагогическую       концепцию    педагога         дополнительного

образования в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности;

— раскрывающий условия, методы и технологии реализации целей и задач, прогнозируемый конечный результат;

— раскрывающий структуру, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования в МКУ ДО «ДДТ «Каскад»;

— определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного курса, позволяющих ребенку самоопределиться и реализовать себя в одной или нескольких областях образовательного пространства в МКУ ДО «ДДТ «Каскад»;

— направленный на достижение ребенком прогнозируемого уровня образованности и воспитанности, удовлетворения индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии.

1.4. Согласно ч. 4 ст.75 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.5. Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы относится к компетенции педагогического работника, является его обязательной трудовой функцией.

1.6.Нормативная база разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

— Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);

— Постановление Главного государственного санитарного врача РВ от 04.07.2014 г.     № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

— Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При проектировании ДООП целесообразно принимать во внимание

— Методические рекомендации по проектированию ДООП / Сост. И.Н. Попова, С.С.Славин, ФГАУ ФИРО . – М., 2015

— Методические рекомендации по проектированию ДООП (включая разноуровневые программы) /ФГАУ ФИРО, ГАОУВО МГПУ, АНО ДПО «Открытое образование». – 2015.

1.7. Настоящее положение определяет порядок содержания, структуры и оформления дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МКУ ДО «ДДТ «Каскад».

1.8. После утверждения на методическом совете дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ежегодно дополняется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы.

1.9. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее -  ДООП), а также регламентирует порядок принятия и утверждения программы в МКУ ДО «ДДТ «Каскад».

2. Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

2.1.  Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2)

2.2. Классификация программ дополнительного образования детей:

по степени авторства – типовая (примерная), модифицированная, экспериментальная, авторская;

по уровню усвоения – общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный уровень;

по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – узкопрофильная, интегрированная, комплексная, модульная.

3. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

3.1. Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско — краеведческая, социально-педагогическая.

3.2. Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Концепции развития дополнительного образования детей содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:

— формирование и развитие творческих способностей учащихся;

— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

— выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

— профессиональную ориентацию учащихся;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

— подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов и инвалидов;

— социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

—   формирование общей культуры учащихся.

3.3. ДООП вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она относится, выполняет следующие функции:

— нормативную – является документом обязательным для выполнения в полном объеме;

— целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;

— определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;

— процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

— оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся.

4. Структура и оформление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

4.1. Структуру ДООП составляют:

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»:

— Пояснительная записка

— Цель и задачи программы

— Содержание программы

— Планируемые результаты.

Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий»:

— Календарный учебный график

— Условия реализации программы.

— Формы аттестации.

— Оценочные материалы.

— Методические материалы.

— Список литературы.

4.2. Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.

Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

— наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

— наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

— дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;

— гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

— название программы;

— адресат программы;

— срок реализации программы;

— ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

— Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

3.3. Содержание структурных компонентов ДООП:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка. Общая характеристика программы:

направленность (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;

-актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;

отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;

— адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психологопедагогические характеристики;

объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);

— формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм

обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);

— особенности организации образовательного процесса –  в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее — объединения), а также индивидуально; состав группы (постоянный, переменный и др.)

режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.
1.2. Цель и задачи программы. Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель – это желаемый оптимальный результат педагогической работы, максимально возможный в данных условиях.  Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

— личностные — формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

— метапредметные — развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

— образовательные (предметные) — развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение             определенных           знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки          задач   должны          быть  соотнесены с прогнозируемыми результатами.
1.3. Содержание программы Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.

Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы — перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

содержание составляется согласно УП;

формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;

необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

материал следует излагать назывными предложениями;

содержание   каждого          года    обучения целесообразно

оформлять отдельно;

в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.
1.4. Планируемые результаты В этой части необходимо сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь); компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

— Личностные – формирование ценностных ориентаций, общественной позиции, гражданской активности, воспитание культуры общения и т.п.

— Метапредметные –межпредметные понятия и универсальные учебные действия, развитие мотивации к познанию и творчеству, интереса к предмету, самоорганизации, способности к самообучению, расширение смыслового опля, содержание контекста знания.

— Предметные результаты (ЗУН и компетенции)

будут знать

будут уметь

овладеют компетенциями

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.

 

 
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график. Календарный            учебный         график — это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:

— количество учебных недель;

— количество учебных дней;

— продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов.
2.2. Условия реализации программы К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

—                      материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации

программы (в расчете на количество обучающихся);

—                      информационное обеспечение – аудио- , видео- , фото- , интернет источники;

—                      кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.
2.3. Формы аттестации Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы.

Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).

— Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

— Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
2.4. Оценочные материалы В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).
2.5. Методические материалы Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:

— особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;

— методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично — поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

— формы         организации образовательного             процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

— формы организации учебного занятия — акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление,  презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;

— педагогические технологии — технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочномодульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты,

— алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

— дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
2.6. Список литературы При составлении списка литературы необходимо учитывать:

— основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов,

практических работ и практикумов, хрестоматии;

— наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.

Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).  Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.

3.4. Печатный вариант программы рекомендуется оформить в соответствии с традиционными требованиями делопроизводства:

Основной шрифт – Times New Roman

Размер шрифта основного текса – 14, таблица – 12.

Межстрочный интервал – 1,15.

Поля: левое – 3 см., правое -1,5, верх и низ – 2.

5. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

5.1. Рассмотрение, подготовка к утверждению реализуемых ДООП осуществляется через методический совет образовательного учреждения (организации) – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения принимается решение о рекомендации к утверждению и реализации ДООП приказом руководителя учреждения, которое фиксируется в протоколе. После рекомендации методического совета МКУ ДО «ДДТ «Каскад» директор издает приказ об утверждении ДООП. Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

5.2. ДООП может иметь внешнюю экспертную оценку (рецензию). Наличие рецензии является обязательным для авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности (как правило, работниками профильных высших учебных заведений, ГБУ ДПО ЧИППКРО, членами городских методических объединений и т.п.) по результатам экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности, эффективность учебно – воспитательного процесса в рамках ДООП.